Густаво Бохалил называет риторику президента США блефом. Как владельца текстильной фабрики в Мексике, его естественно беспокоят заявления Дональда Трампа о введении тарифов на мексиканские товары или аннулировании соглашения о свободной торговле НАФТА. И это не странно, ведь около 20% одежды, производимой на его заводе, в конечном итоге экспортируется в Америку.
Г-н Бохалил говорит, что уже налаживает отношения с компаниями в Испании и Колумбии. Он также рассматривает Аргентину, Бразилию, Боливию и Чили в качестве новых рынков сбыта своей продукции.
«Мы уже ищем альтернативные варианты, – говорит 49-летний предприниматель, чей завод находится в городе Пуэбла, приблизительно в 130 километрах к юго-востоку от Мехико. – Мы уже встречались с потенциальными партнерами в Испании, а именно в Мадриде и Барселоне».
Бохалил сомневается в том, что президент США выполнит свои обещания в отношении Мексики, в частности касательно введения тарифов на местные товары. «Не думаю, что он сможет ввести тариф в размере 20%».
Но если это произойдет, бизнесу придет конец. На его предприятии работает 180 человек. По его ловам, потенциальный налог Трампа ударит по доходам и будет стоить около 30 рабочих мест.
Владельцы бизнеса в Мексике, такие как Бохалил, начинают искать способы, чтобы уменьшить свою зависимость от экономики США.
Около 80% экспорта страны уходит в соседнюю страну. Существует старая поговорка: Мексика обязательно «чихает», когда США «простужается». Теперь мексиканцы ищут способы привить себя от этой простуды.
Помимо тарифов, Трамп угрожает налогом на денежные переводы и выходом США из НАФТА. Это ударит по мексиканской экономике в значительной степени, считают эксперты.
Инвестиции в Мексику
Президент Мексики, Пенья Ньето, недавно объявил новый толчок для торговых соглашений со странами Латинской Америки, Азии и Европы.
«Мексика становится ближе к Аргентине и Бразилии, углубляя и расширяя возможности для торговли», – заявил он. Глава страны также отметил, что Мексика продолжит сотрудничество с Чили, Перу и Колумбией, а также азиатскими странами, которые входили в Транстихоокеанское партнерство.
Интерес к Мексике, а вместе с ним и инвестиции, уже растет. Китайский автоконцерн JAC Motors и мексиканский Giant Motors объявили в начале февраля о планах инвестировать $212 млн в существующий завод в Идальго, Мексика, чтобы начать производство внедорожников.
Китайская телекоммуникационная компания Huawei также расширяет свое присутствие в Мексике.
Европа не пасет задних. Самый большой завод Volkswagen за пределами Европы находится в мексиканском штате Пуэбла. Автоконцерн Audi также открыл новый завод здесь в сентябре, а компания BMW недавно объявила о планах построить завод в Мексике.
Начиная с 2000 года, 40% от общего объема иностранных инвестиций в Мексику поступают из Европы.
Однако экономисты не разделяют оптимизм мексиканцев. Главным экспортным товаров страны являются автомобили и автозапчасти. Бразилия и Аргентина также производят их. Мексике придется конкурировать с европейскими автопроизводителями. Преимущество дешевой рабочей силы не столь ценно, если учесть расходы на доставку в Европу.
Но некоторые мексиканцы готовы продолжать эту борьбу. Для г-на Бохалила, владельца текстильной фабрики, критика Трампа всего лишь бесплатная реклама и возможность для его страны наладить отношения с остальным миром.
«Благодаря президенту США весь мир обратит внимание на Мексику», – говорит он.
По материалам WELTRADE